Как известные журналистские организации и СМИ в Германии помогают пропаганде Кремля – StopFake

Как известные журналистские организации и СМИ в Германии помогают пропаганде Кремля – StopFake

31.07.2020 Выкл. Автор agonist admin

Просмотров: 0

Направленная на страны Балтии российская пропаганда является одной из сильнейших в Европе кампаний воздействия и представляет угрозу не только для них, но и для стабильности региона, целостности Европейского Союза и союзнического потенциала НАТО. Поэтому неудивительно, что Литва, Латвия и Эстония защищают себя, как могут, противодействуя прокремлевским средствам массовой информации и запрещая их, пишет Войцех Муха в статье для StopFake.

 

Неожиданным, однако, является то, что российские пропагандистские СМИ в своей деятельности могут рассчитывать на необычных союзников – немецкие массмедиа и организацию, борющуюся за … свободу прессы.

В начале июля российский телеканал RT (ранее Russia Today) исчез из кабельных сетей Литвы. Несколько раньше знаменитый рассадник кремлевской пропаганды подвергся аналогичному запрету в Латвии. Удивительно, однако, что эти решения критикуются некоторыми западными СМИ, а также журналистскими организациями.

Литовцы сняли RT со своих кабельных телеканалов после решения Литовской комиссии по радио и телевидению (LRTK): «Мы прекращаем ретрансляцию этих каналов не по причине нарушений, а потому, что в список лиц, попадающих под санкции, внесено лицо, связанное с программами этого телеканала», – объяснил Мантас Мартишюс, председатель LRTK, которого цитирует Euracitv.

Этим подсанкционным лицом является Дмитрий Киселев, глава российского государственного концерна «Россия сегодня», в состав которого входят, в частности, телеканал RT, информационное агентство РИА Новости, интернет-портал Sputnik. Киселев попал в список людей, на которых распространяются санкции ЕС, за пророссийскую пропаганду, в духе которой он и подконтрольные ему рупоры Кремля освещали аннексию Крыма в 2014 году. По тем же причинам трансляция программ RT была запрещена в Литве. При этом местные власти призвали другие страны ЕС также блокировать российскую пропаганду концерна «Россия сегодня». В то же время, в январе этого года, Эстония запретила деятельность на своей территории кремлевской информационной службы Sputnik.

Однако о том, что призыв к солидарности может быть «гласом вопиющего в пустыни», свидетельствует «доклад», опубликованный в немецкой ежедневной газете Zeit. В материале под названием «Блокировка с ограниченной эффективностью» можем прочитать, среди прочего: «Этот базирующийся на санкциях ЕС запрет не имеет практических последствий и основан на ошибочных предположениях».

Что также важно заметить – немецкий ежедневник подчеркивает: «В отличие от Латвии, в Берлине сотрудники RT и Sputnik пользуются свободой деятельности: они имеют право задавать вопросы на пресс-конференциях, готовят прямые трансляции, создают репортажи с партийных мероприятий, а также состоят в центральной немецкой ассоциации иностранных корреспондентов: из 420 членов Ассоциации иностранной прессы (VAP) в Берлине 19 являются сотрудниками RT или информационной сети Sputnik».

Как отмечает глава Ассоциации Георгиос Паппас, которого цитирует газета, тот факт, что сотрудники этих росСМИ не действуют так независимо, как журналисты СМИ других государств, для VAP не имеет никакого значения. «Руководство VAP не призвано давать оценку этим массмедиа», – утверждает Паппас. При этом, по его мнению, «с этим ничего не нужно делать, потому что свобода прессы – это самое главное».

В статье издания Zeit говорится, что местные представители организации «Репортеры без границ» также выступают против борьбы с телеканалом RT и другими кремлевскими СМИ. Эта международная журналистская организация осудила блокирование кремлевского пропагандистского телеканала RT, а ее управляющий директор Кристиан Михр, которого цитирует газета, заявляет о «злоупотреблении правительствами стран Балтии санкциями ЕС».

«Блокирование доступа к определенным массмедиа или ограничение их работы не является ни целью, ни содержанием санкций против граждан Российской Федерации», – утверждает Михр. По его мнению, «санкции – неподходящее средство для противодействия тому, что российские СМИ в странах Балтии иногда используют агрессивную дезинформацию».

То, что российские СМИ преподносят в качестве «свободы прессы», было неоднократно замечено в странах Балтии. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать Вестник Центра исследований Восточной Европы Варшавского университета.

«Российская пропаганда в Латвии направлена на подрыв доверия общественности к государству и на разжигание потенциальных конфликтов с использованием этнических и языковых различий, а также различий в подходах к трактовке истории (…)», – цитирует Вестник доклад Бюро по защите Конституции Латвии (SAB). В докладе указывается: «Цели российской пропаганды соответствуют целям внешней политики России, предполагающей усиление геополитического влияния в регионе, ослабление ЕС и НАТО, а также ослабление позиций стран Балтии в обеих этих организациях». К примеру, «в 2017 году одной из главных тем было размещение сил НАТО в регионе – Кремль пытался убедить балтийское общество в том, что это представляет угрозу для гражданского населения стран Балтии», отмечается в документе. Также существуют десятки подобных примеров из остальных стран региона.

Из этого видно, это специфическое понимание «свободы слова» является все же более важным для выражающих солидарность с кремлевскими пропагандистами «коллег-журналистов» из Zeit, из немецкой Ассоциации иностранной прессы и из местного отделения организации «Репортеры без границ».

Войцех Муха

Источник – StopFake