«Переосмысление России»: в Британии обнаружили проект, который за счет налогоплательщиков защищает российские фейки

«Переосмысление России»: в Британии обнаружили проект, который за счет налогоплательщиков защищает российские фейки

21.04.2020 Выкл. Автор agonist admin

Автор:  ·  · 

История с оказавшейся фейком информацией РИА «Новости» о том, что заболевшего COVID-19 Бориса Джонсона собирались подключить к аппарату ИВЛ, получила в Британии неожиданное продолжение. На сайте исследовательского проекта Reframing Russia for the Global Mediasphere: From Cold War to ‘information war’ («Переосмысление России в глобальной медиасфере. От холодной войны к „информационной войне”») появилась публикация, авторы которой пытаются доказать, что никакого фейка не было, а обвинения Би-Би-Си в адрес РИА объясняются лишь неточностью перевода с русского: якобы термин «искусственное вентилирование» в русском языке может означать и кислородную маску, которую Джонсону в больнице действительно надевали (но при этом дышал Джонсон самостоятельно, никакой искусственной вентиляции не было). В добросовестную ошибку авторов материала можно было бы поверить, если бы одним из них не была выпускница филфака ЛГУ. Подобное заявление вызвало бурную реакцию в журналистских и экспертных кругах, так как фейк РИА «Новостей»о Борисе Джонсоне и ИВЛ дошел до британской аудитории (и кто-то всерьез мог поверить что у российского агентства есть какие-то источники в руководстве NHS , а британские власти скрывают от население состояние лидера государства), а проект Reframing Russia финансируется на британские налоги.

Reframing Russia ведут Стивен Хатчингс и Вера Тольц — двое исследователей из Манчестерского университета; под это они получили грант AHRC (Arts and Humanities Research Council) — британского государственного органа, созданного для финансирования исследований в гуманитарной сфере. Стивен Хатчингс до этого занимался изучением российской медиасферы, в частности, освещением национального вопроса и религиозных конфликтов в российских официозных СМИ. Русские переводы его докладов на эту тему публиковал в 2014–2015 годах центр «Сова». Один из этих докладов написан совместно с Верой Тольц. Вера Зилитинкевич-Тольц — внучка академика Дмитрия Лихачева, ее первый муж — ответственный редактор «Радио Свобода» Владимир Тольц, в 1982 году выдворенный из СССР за диссидентскую деятельность; по-видимому, вместе с ним выдворили и ее.

Подход Хатчингса и Тольц к исследованиям до середины 2010-х годов можно назвать вполне объективным. Но после того как в 2017 году они на британские государственные деньги запустили проект Reframing Russia, с ними произошла странная метаморфоза: они принялись оправдывать российские СМИ даже в ситуациях, когда это невозможно. Материал о скандале с госпитализацией Джонсона — лишь один из примеров.

Более масштабная публикация Хатчингса и Тольц на сайте Reframing Russia направлена против экспертной группы ЕС East StratCom Task Force, созданной для противодействия российским дезинформационным кампаниям. В докладе о подходе East StratCom к российским публикациям та тему COVID-19 Хатчингc и Тольц оговариваются, что не ставят под сомнение необходимость противостоять дезинформации, но заявляют, что East StratCom выполняет эту работу некачественно и зачастую источником дезинформации становится он сам. Так, они считают несправедливым обвинение в распространении фейков латвийской редакции Sputnikопубликовавшей фельетон с изложением нескольких конспирологических теорий происхождения вируса. По мнению Хатчингса и Тольц, это не так, потому что автор фельетона Оксана Пых над этими версиями откровенно смеется. Однако среди откровенно юмористических версий (например, о том, что пандемия искусственно запущена, чтобы помешать латвийским русскоязычным теннисисткам выиграть турнир в Индиан-Уэллс) есть и конспирология, вполне способная найти адептов: к примеру, о том, что цель создания вируса — избавиться от стариков, которых в Европе стало слишком много.

Сайт RT посвятил публикации Reframing Russia статью, где особенно подчеркивал, что исследователи, не обнаружившие в публикациях российских пропагандистских СМИ никаких фейков и прочих нарушений журналистской этики, «не фанаты» RT, а Тольц вообще в годы холодной войны «работала на американское пропагандистское «Радио Свобода», а также, что Хатчингс и Тольц отмечают «скромную аудиторию» и тенденциозность российского СМИ. Но у добрых отношений между создателями Reframing Russia и RT уже есть некоторая история.

В 2018 году Хатчингс вместе с соратниками по Reframing Russia Рисом Крилли и Прешес Чаттерджи-Дуди опубликовал в Huffpost статью, посвященную решению британского медиарегулятора Ofcom, обнаружившего в программах телеканала RT нарушения правил, предписывающих беспристрастную подачу информации. По мнению Хатчингса и соавторов, решение Ofcom оштрафовать RT за эти нарушения политически мотивировано и связано с ситуацией, сложившейся после отравления Сергея и Юлии Скрипалей, так как до этих событий британский медиарегулятор претензий к российскому каналу не предъявлял.

В апреле 2020 года создатели Reframing Russia, представляя в Twitter свою публикацию об освещении темы COVID-19 обращенными к иностранной аудитории российскими СМИ, сформулировали чеканную фразу:

«Несмотря на некоторые практические недостатки, большая часть материалов соответствовала фактам».

Пожалуй, лучшей оценкой этого тезиса был твит эксперта Atlantic Council Якуба Каленского:

«Писать, что „большая часть материалов RT была фактически точной”, — это все равно что заявлять, что в жизни Андерса Брейвика было много дней, когда он не убивал никаких студентов. RT лжет о MH17, Скрипалях, Украине, Сирии и многом другом, и то, что они правильно сообщают результаты футбольных матчей, этого не перевесит».

А в январе 2020 года на сайте Reframing Russia появилась статья, подписанная инициалами GW, где автор откровенно восхвалял RT как «голос разума», призывающий «к прагматичному сотрудничеству на основе подлинного равенства и взаимного уважения» (есть предположения, что под инициалами скрывается одиозный поклонник сепаратистов Донбасса, автор публикаций о фейковых «свидетелях» гибели MH17, бывший сотрудник RT Грэм У. Филлипс). Вскоре статью удалили, но в архивах интернета она сохранилась.

Невозможно понять, связывает ли Reframing Russia и российских пропагандистов что-либо, кроме искренних симпатий. Пока нет серьезных оснований утверждать, что работу исследователей из Манчестерского университета финансирует не только британское государство, но и какие-то российские источники,

 

https://theins.ru/